Был ли Василий Шукшин сатанистом?


1

Краткое редуцированное, адаптированное для тупых, содержание первой части романа В. Шукшина “Любавины”:

Любавины - кулаки. Уж очень жадные. Отец - мудак, совсем обезумел. Сыновья - с плохими наклонностями (к бандитизму).
В село приезжает Кузьма Родионов, коммунист. Влюбляется, как дегенерат, в будущую супругу одного из Любавиных, однако немедленно женится на своей будущей супруге...
Макар тем временем уходит в банду.
Егор Любавин женится на Марье; начинает убивать всех подряд после того, как (по-инициативе Кузьмы) убивают Макара.
Кузьма исчезает. У него рождается дитя от жены Клавди. Он появляется снова. И первым делом идёт в гости к Марье, жене Егора. После этого Егор убивает Марью и уходит в горы.
Кузьма решает отомстить Любавиным. Ему помогает отец покойной Марьи и доносит: Любавины прячут зерно - наглейшим образом, под баней.
Зерно изымают.
Любавины (Емельян Спиридоныч и Кондрат) поджигают сарай, условно наименованный “школой”.
Их арестовывают.

Г о л о с Н а р о д а. Они это, они... Что делают! Злость-то какая несусветная! (это о Любавиных, разумеется, о негодяях)...

В а с и л и й Ш у к ш и н. Жизнь... Большая она, чёрт возьми!..


2

Шукшин - Люциферианец?

Ну, конечно, ему не откажешь в наблюдательности, в чём-то он действительно прав, этот Шукшин. Как художник, он совершил нечто поистине недоступное пониманию, скажем, германца. Ведь так ловко подметить суть жизни, подобрать к тому сильное, веское прилагательное, это, пожалуй, до Шукшина не удавалось никому. И я готов дать зуб на отсечение, что и впредь не удастся. Причём, с затаённым дыханием прослеживаю я судьбу поэта, трепетно слежу за ходом его мысли, за творческим ростом, и неизменно поражает меня его смелость. Как смог он в условиях абсолютного засилия ортодоксальной православной идеологии открыто признаться в приверженстве сатанизму и собственно Чёрту?! Обращает на себя внимание тот факт, лишь недавно получивший известность, что Шукшин и ранее, и позже в своём творчестве пытался, по мере сил, раскрывать тему Люциферианства, зачастую вкладывая в уста героев такие страшные и могущественные заклятия, как “чёрт”, “чёрта с два”, “чёртова бабушка”, “у чёрта на куличиках” и просто “дьявольщина”! Мужество гениального сочинителя элегий не имеет прецедентов ни в истории отечественной, ни мировой литературы.

Образ Дьявола очень удачно раскрыт в рассказе “Точка зрения”, где он выведен под именем Волшебного человека. В следующем, необычайном по выразительной силе романе “Энергичные люди” Люцифер представлен двояко: как всякий Ангел, он является здесь в образе андрогина, распавшегося на Соню и Простого человека, как на две изначальные свои, взаимоисключающие, но и дополняющие друг друга сущности или ипостаси. Изумительному прозрению Шукшина обязан читатель образом Аристарха Петровича Кузькина, этого Иисуса нашей эпохи, вставшего горой за человечество на пути у извечного Врага. А Вера Сергеевна! Нет, это не женщина, не супруга, но Мать, олицетворение Великой Вселенской Прафункции, Созидания и Уничтожения - в едином акте сверхъестественного Творчества... Венчается роман, как и следует, шукшинской интерпретацией Судного Дня. И страшно, страшным эхом в ледяной бесконечности отчаяния звучат слова Полулюцифера: “А? Кто капнул-то?” Этим, кажется, всё сказано, но, тем не менее, роман не окончен. Он порождает в пытливой читательской душе Волю к Прозрению. А это и есть - осуществление честолюбивой мечты писателя. Но не таков, нет, не таков был Шукшин! Он лукаво предлагает нам перевернуть страницу и забыть... Но... Друзья мои, забывать о том нельзя.


Назад

Используются технологии uCoz