Что касается “народных пословиц и поговорок”, то совершенно справедливо отдавать им дань, как годным на все случаи жизни. Действительно, достаточно наугад открыть словарь вышеназванных мудростей и произвольно выбрать одну из них, чтобы получить универсальный ответ на любой вопрос. Ибо поговорки сформулированы столь талантливо, что нет возможности понять, о чём они, а посему они - о чём угодно. Чтобы узнать смысл пословицы, следует, в первую очередь, изобрести сам смысл, без приложения к словам, а потом приложить к нему “народную мудрость” по вкусу.
Любопытно, что ни от перестановки слов, ни от замены их на противоположные, “смысл” не меняется, а если меняется, то всё-равно... ничего не меняется. Обращает на себя внимание отличная взаимозаменяемость “не” и “что”.
То, что народ и каждый из его представителей действительно носят в себе мудрость, которой стоит позавидовать, видно из следующих строк:
Житие радостно, сердце весело.
Который воин не трусит, тот неприятеля скорее победит.
У сердца уши есть (налицо дуализм; отсюда взяла своё начало наука о человеке, как о симбиозе тела духовного и физического)
А вот кого любит Простой Человек, и кто ему откровенно не по душе:
Храбрых искать во тюрьме, мудрых во кабаке. - Уж народ-то не пойдёт в кабак. Народ не станет читать лживую газету, а телевизор разобьёт. Он понимает что к чему.
Шилом моря не нагреешь (прозрение)
Баня вторая мать (а третья мама - Анархия?)
Быстрая лошадь скоро устанет (у меня нет слов)
Вино веселит сердце человеку -- пьяному угоди, свят будешь человек -- пьяная баба свиньям прибава (гуманистическое отношение Народа к вопросу феминизма ярко проявляется в противопоставлении бабы и человека)
В дороге и отец сыну товарищ (мудрое разрешение проблемы разницы в менталитете двух поколений: все в дорогу!)
Выплюнув, слюны не поднять (популярная гигиена)
Держи камень за пазухой! (первичный признак доброты Народа, его открытости)
Душа милее ковша (первичный признак наличия у Народа души)
И медведя учат люди (если, конечно, они из Народа)
Лучше брать, нежели давать (спасибо, Народ, за твою честность. Но медведя этому учить, по-моему, излишне)
Остаётся только не забывать о том, как в охотку Народ включается в преследования ведьм, как он устраивает линчевания сам и одобряет, когда это делается от лица государства, как он проклинает, воспевает, осуждает, как приносит дары и отдаёт дань.